Львиная доля времени во время работ по ремонту и тюнингу автомобилей уходит на монтаж-демонтаж составляющих частей. Те, кто работает на сборке-разборке, знают это лучше других. Неоценимую помощь в этом технологическом процессе приносят съёмники подшипников и деталей. Они на порядки сокращают время операций и ощутимо спасают от травматизма.
Загрязнение деталей и подшипников, их деформация и коррозия подчас создают такую ситуацию, что без съемника просто не обойтись.
Модификаций и моделей данного устройства существует множество, подобрать его под свои нужды и финансовые возможности не составляет труда. В общем случае можно выделить механический и гидравлический принцип работы приспособления. В первом случае рабочим элементом является шпилька с резьбой, во втором – гидроцилиндр. В обоих случаях механизмы успешно справляются с демонтажом узлов, которые посажены с натягом: зубчатых передач, шестерен, шкивов, втулок и пр.
Таким образом, съемники деталей и подшипников – неоценимые помощники в сложном процессе разборки.
По конструктивному исполнению их также можно разделить на двухлапые и трехлапые. Последние более предпочтительны, ибо способствуют более равномерному распределению нагрузок на снимаемый узел. Это немаловажный фактор, т.к. детали могут быть изготовлены из непрочного или ломкого материала.
Особую осторожность следует соблюдать при съеме тех же подшипников. Обычным инструментом усилие передается через тела качения, что может повредить эту автодеталь. Применение же, допустим, сепараторного съемника позволяет направить тяговое усилие на внутреннее кольцо.
Что собой представляет конструкция в реале? Возьмем, к примеру, самоцентрирующий гидравлический съемник Betex HSP-203 (с интегрированным насосом).
Подшипники, зубчатые колеса и муфты с его помощью снимаются на ура. Имеется возможность установки двух либо трех лап. Кроме того захваты могут быть сориентированы как наружу (демонтаж узла из корпуса), так и внутрь (демонтаж детали с вала).
Механическая система, например Betex MSP 2/3-120, усилие в 20 т, конечно, не развивает, но для мелких ремонтных работ (до 2 т) вполне пригодна.
Две или три лапы (на выбор) также имеют поворотную ориентацию.
Информации о съёмниках подшипников и деталей немало в Сети, есть также множество интернет-магазинов, в которых без проблем можно подобрать нужное оборудование.
По поводу Betex HSP-203. В нашей мастерской к нему нет претензий. Этот самоцентрирующий съемник «рвет» без проблем до 12 тонн. Проверено. Перед этим много съемников перепробовали. Не всегда удачно. Этот инструмент удобный, лапы имеют дополнительные тяги, поэтому работать может один человек.
У меня свое правило выбора. Надо, чтобы лапки давили не на внешнюю обойму подшипника, а на внутреннюю. Иначе произойдет сдвиг и с сепаратором будут проблемы.
Абсолютно верное замечание.