В каких случаях возможна развальцовка тормозных трубок своими руками, и можно ли вообще делать такие вещи?
Отвечаем сразу: подобная самодеятельность нежелательна.
Она временно допустима только в экстренных, форс-мажорных случаях при условии соблюдения целого ряда правил.
- Автовладелец должен досконально мысленно представлять себе, как работает тормозная система на его автомобиле.
- Он должен иметь опыт подобной развальцовки, а не приниматься за нее впервые.
- В наличии должен иметься специальный инструмент в заводском исполнении, пользоваться различного рода самоделками не рекомендуется.
Существует два варианта развальцовки тормозных трубок:
- развальцовка в виде конуса;
- в виде грибка.
Обычный материал для изготовления трубок — медь, реже сталь. Какие причины приводят к их повреждениям?
- Неаккуратная езда. Порой сам хозяин машины попросту рвет их на препятствиях.
- Неправильная эксплуатация (перегибы, изломы, неверная фиксация, перетяжка и пр.).
- Различного рода химия и соль и другие реагенты, которыми наши службы щедро посыпают дорожное полотно зимой. Коррозия со временем гарантирована.
- При резком торможении нога на педали тормоза четко фиксирует характерные пульсации, прослушивается скрип.
- Тормозной путь без причины удлиняется.
- При торможении машину «ведет» в одну сторону.
- Ход педали становится непривычным (порой более свободным).
- Греются барабаны или неравномерно изнашиваются колодки.
- Визуально видна протечка жидкости.
Во всех этих случаях нужно загнать машину на яму и внимательно проверить тормозную систему. Возможно, наступила необходимость в экстренной операции по реанимации системы. Что мы понимаем под развальцовкой? Процесс деформации материала конца трубки для придания нужной конфигурации. Как это сделать в реале?
Практическая развальцовка тормозных трубок своими руками
Прежде всего, необходим специальный станок для развальцовки. Желательно в заводском исполнении. В его комплект входят:
- сам станок;
- резак трубочный;
- сменные штампы:
- специальная планка-держатель.
Алгоритм развальцовки тормозной трубки следующий
- Узел демонтируется.
- Резаком удаляется дефектный участок.
- Рабочая область обезжиривается (можно бензином).
- Клещами фиксируется сама трубка так, чтобы ее длина порядка 50 мм была свободной.
- Снимается небольшая фаска изнутри.
- Одевается штуцер.
- Обрез трубки вставляется в станок и осуществляется развальцовка.
За всем процессом можно понаблюдать в этом видео:
Я при развальцовке оставляю только 5 миллиметров поверх захвата и зажимаю. Расширение получается аккуратным и без трещин. Пробовал оставлять больше, получается только хуже.
Можно проще если уметь. Я трубку зажимаю в тиски и надеваю на нее гайку-штуцер с выпуском трубки 4 мм. Потом загоняю в трубку круглый бородок и начинаю развальцовывать круговыми движениями. Получается вороночка, к которую вкладываю шарик диаметром 8-10 мм от подшипника, пристукиваю его молоточком, чтобы выровнять края воронки. Лишнее срезается напильником.