Уточним в статье, каковы наиболее частные признаки неисправности ДТОЖ, с чем это может быть связано. Разберем также, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости, как проверить его своими руками и как сделать правильные выводы.
Первым делом нужно научиться не путать ДТОЖ с датчиком указателя температуры охлаждающей жидкости (ДТУОЖ). Различия между устройствами весьма существенные. Если ДТУОЖ — чисто информативный датчик, показания которого считывает с панели приборов водитель, то ДТОЖ работает в связке с ЭБУ и выполняет регулирующую функцию.
Что он представляет собой конструктивно? Терморезистор, заключенный в латунную оболочку с выводами.
Сопротивление терморезистора напрямую зависит от температуры. При ее повышении сопротивление уменьшается, и электронный блок управления по этому признаку начинает действия по стабилизации температуры ОЖ.
Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости, как его найти?
Возможны варианты нахождения датчика на верхнем шланге радиатора или на корпусе термостата. В любом случае его месторасположение должно быть таким, чтобы он располагался на пути потока ОЖ от двигателя автомобиля к радиатору.
Основные признаки неисправности ДТОЖ
К ним можно отнести следующие.
- Двигатель машины работает не стабильно, начинает троить, иногда просто глохнет.
- Холостые обороты «пляшут» в диапазоне 200-1500 об/мин.
- Движок трудом заводится.
- В холодную погоду неожиданно включается вентилятор охлаждения (т.е. уменьшение сопротивления терморезистора идет вразнобой со значениями нагрева).
- Без причин возрастает расход топлива (не работает система охлаждения).
- Следующая неисправность: из выхлопной трубы внезапно начинает идти темный или совсем черный дым.
Все эти проблемы можно отнести к неисправностям ДТОЖ, но всякий агрегат перед ремонтом или заменой нуждается в проверке.
Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости в домашних условиях
Алгоритм проверки датчика несложен. Понадобится тестер, термометр, емкость с ОЖ (водой).
ДТОЖ следует поместить в емкость с водой, нагрев которой можно изменять и контролировать термометром.
Тестер нужно выставить в режим омметра, присоединить щупы к выводам датчика. Далее свериться с таблицей:
Если значения укладываются в табличные параметры — все в порядке.
Можно проверить устройство и по соответствию вольтажа температуре в режиме вольтметра. Тестовая таблица будет такая:
Это видео немного по-другому показывает процесс проверки своими руками датчика температуры охлаждающей жидкости, но принципиальная схема тестирования та же:
Кому интересно, могу дать данные по ВАЗ 2114. ДТОЖ опускаем в емкость с антифризом и начинаем греть. Значения должны быть следующие: нижний порог — 20° — 3520 Oм, верхний — 100° — 177 Oм. Если есть расхождения — ДТОЖ неисправен.
Приняли к сведению. Спасибо.