Обрисуем основные последствия удаления сажевого фильтра. Будем откровенны: не всегда технологические достижения Запада воспринимаются «на ура» постсоветским обществом. Мы пока не так богаты. Взять для примера хотя бы экологические нормы «Евро-4». Полезная инициатива? Безусловно. Однако она предполагает установку сажевых фильтров на автомобилях с дизельными двигателями с 2001 (кое-где с 2005) года.
Оно бы все ничего, но… Впрочем, обо всем по порядку.
Основная загвоздка – сажевый фильтр не вечен, он довольно быстро засоряется. После этого у автовладельца на выбор имеется несколько алгоритмов действий, о них чуть ниже. Но важно основное: заменить фильтр – очень дорогое удовольствие. Настолько дорогое (500-2500 евро), что берется под сомнение вообще целесообразность покупки машины данной модели. Может проще удалить?
Сам фильтр несложен в конструкции. Существуют две основные технологии, по которым работают эти устройства.
- FAP — сажевый фильтр, имеющий функционал регенерации.
- DPF — устройство закрытого типа.
В общем случае конструкция представляет собой металлический футляр, в котором смонтирована жароустойчивая керамическая матрица, состоящая из большого количества каналов. Отработанные автомобильные газы проходят через фильтр, катализатор путем окисления минимизирует количество несгоревших углеводородов, а частички сажи оседают на стенках каналов матрицы. Таким образом, значительно уменьшается выброс нежелательных веществ в окружающую среду. Казалось бы все хорошо. Но данное приспособление имеет тенденцию к засорению. И вот тут начинаются настоящие неприятности.
Заменить его слишком дорого (да ведь и замена – манипуляция не разовая, ее придется делать еще и еще, это не выход). Можно удалить. Но существуют нежелательные последствия удаления сажевого фильтра, которые еще разберем. Самым оптимальным вариантом является все-таки его замена. Если не позволяют средства – выжигание, промывка, реанимация старого фильтра, установка бэушного или эмулятора.
К сожалению, все эти действия имеют временный характер и кардинально проблему засорения не решают. Волей-неволей хозяин машины вынужден склоняться к варианту удаления сажевого фильтра. Последствия его не останавливают. А мы поразмыслим.
- Перепрошивка (перепрограммирование) родного блока управления. Иначе БУ будет «сбрасывать» в аварийный режим (данная операция может обойтись в сумму чуть более 100 евро).
- Физическое удаление сажевого фильтра (40 евро).
При всей кажущейся простоте этих действий они не столь элементарны. Прошиваться нужно только у проверенных программистов, иначе проблем впоследствии не избежать.
Что мы выигрываем?
- Немного повышается мощность двигателя, поскольку падает сопротивление выходу выхлопных газов.
- Экономятся деньги на замене.
- Уменьшается расход топлива.
- Отпадает необходимость в запредельных температурах при регенерации.
Вроде сплошные плюсы, положительны последствия. Увы, не все так радужно. Давайте обрисуем явные минусы.
Об отрицательных последствиях удаления сажевого фильтра
- Придется забыть о поездке в Европу.
- Вылет с гарантии почти стопроцентный.
- Снимаются ограничения по оборотам турбины, временами может быть слышен даже ее свист.
- Вполне логичный рост выброса частичек сажи (порой видимый даже визуально при «сильном газе»).
- Одновременно с удалением сажевого фильтра придется вырезать и катализатор, что еще больше ухудшит показатели выброса.
- Наконец, в случае неквалифицированной перепрошивки могут быть неприятные последствия с управлением двигателем вплоть до прогорания системы выхлопа.
Это как повезет. Возможно Бумер вообще трогать не надо. У меня на BMW X5 удалили. Спецы вроде грамотные. А теперь дымит нещадно. Копоть страшная даже на умеренном газу. Может катализатор не надо было удалять? Сажевый фильтр то шут с ним.
К сожалению, повышенная задымленность в выхлопе после такой операции не редкость. Особенно после удаления и катализатора. Каждый конкретный случай может быть уникальным, предсказать заранее ничего нельзя.