Генератор — один из важнейших узлов автомобиля. Его неисправность грозит плохой зарядкой аккумулятора, а это в свою очередь ставит под удар всю бортовую сеть. Как правило, неполадки в его работе обычно кроются в неисправности регулятора напряжения (РН). Как проверить регулятор напряжения генератора и оценить его работу?
Перед заменой, естественно, нужно убедиться, что причина сбоя именно в РН. Для этой цели и производится проверка регулятора напряжения генератора. Каким образом?
Самый простой и грубый способ проверить работоспособность узла заключается в следующем.
- Прогреть двигатель в течение 15-20 минут с включенными фарами на оборотах чуть выше малых. Приготовить вольтметр со шкалой измерения 0-15 В.
- Замерить напряжение между контактами «30» («В+») и массой генератора. Полученное значение напряжение должно соответствовать паспортному. При отклонении от паспортных параметров логично предположить, что РН неисправен.
Можно проверить регулятор напряжения генератора другим способом, при помощи аккумуляторной батареи. Дополнительно понадобятся соединительные провода, пара пальчиковых батареек и двенадцативольтовая лампочка мощностью 1-3 Вт. Нужно собрать две схемки:
Как видим, ничего сложного в проверке нет. В первом случае «плюс» АКБ идет на выводы (Б и В) РН, «минус» — на массу регулятора. Лампочка подключена к щеткам РН.
Во втором в ту же схему включены последовательно две пальчиковые батареи.
Излишне говорить, что в сборке должны присутствовать щеткодержатели.
Следует помнить, что основное предназначение регулятора напряжения — в автоматическом режиме непрерывно изменять силу тока генератора так, чтобы напряжение выдерживалось в четко заданных параметрах при изменениях тока нагрузки и частоты вращения. Именно такой режим нам и нужно проверить.
Из личного опыта. Не пытайтесь проверить работоспособность генератора «на искру». Короткое замыкание угробит его.