Можно ли сделать такую операцию, как развал — схождение своими руками? Ничего невозможного в этой жизни нет, однако ответ на данный вопрос (в общем положительный) имеет массу нюансов.
Некоторые автолюбители (практики) не всегда знакомы хотя бы с основами теории. А ведь она никогда не бывает лишней. Трудно что-либо созидать, не имея представления, как это работает.
Сход развал своими руками (точнее, его регулировку) практикуют многие владельцы машин. И не потому, что жалеют деньги на СТО. Просто на этих станциях частенько попадаются не профессионалы, а люди, озабоченные лишь желанием содрать побольше денег с клиента. Отсюда растет тяга к самостоятельному творчеству. Но мы начали говорить о теории.
Теперь самое время ознакомиться с терминами: кастер, схождение, развал.
Кастер – это угол между вертикалью и осью поворота колеса. Иными словами – угол предельного наклона оси колеса. Понятно, что он должен быть одним для каждой из сторон.
Если справа кастер положительный, а слева отрицательный — машину уведет влево.
Т. е. при разнице углов на левом и правом колесах имеем боковой увод авто. На отечественных моделях отрегулировать кастер не составляет труда, иномарки подвергаются регулировке примерно в 20% случаев.
Схождение — это угол между плоскостью вращения колеса и направлением движения. Влияет на устойчивость авто в повороте и на износ шин. Вид сверху:
Если машина заднеприводная, передние колеса должны быть чуть повернуты друг к другу (иметь положительное схождение). Почему так? Потому, что при движении колеса немного разъезжаются и сами устанавливаются параллельно друг другу. С переднеприводными авто все обстоит наоборот. Положительное схождение имеет такой вид:
Развал — это угол между плоскостью колеса и вертикалью.
Может быть положительным или отрицательным. Оказывает влияние на устойчивость.
Все виды регулировки перечисленных 3-х параметров обычно делают на СТО. Но как произвести своими руками развал – схождение, например? Алгоритм работы следующий.
-
- Делаем ревизию подвески и рулевого механизма. (Некоторые пояснения: во время прямолинейного движения рулевое колесо не должно стоять с перекосом).
-
- Сход развал своими руками производим только на идеально ровной горизонтальной площадке на подъемнике или над смотровой ямой.
-
- Доводим давление в шинах до паспортного значения.
-
- Доводим массу авто до нужного (путем загрузки-выгрузки балласта).
-
- Проще всего отрегулировать схождение. Нужно просто определить разницу расстояний между точками обода колеса спереди и сзади его геометрической оси. Обычно это делают специальной цепочкой, имеющей натяжное устройство. Если таковой нет, можно воспользоваться двумя ровными планками, используя их в телескопическом варианте (путем сдвига — раздвига). Линейка-планка выставляется между колесами спереди таким образом, чтобы ее торцы уперлись в боковины шин. Расстояние фиксируется. Далее машина чуть прокатывается вперед, линейка, таким образом, перемещается в заднюю точку геометрической оси обоих колес. Расстояние при этом снова фиксируется и сравнивается с первым. Разница между ними (1-2 мм при таком допотопном способе поймать вполне возможно) и есть величина схождения. Если она выходит за пределы норматива — нужно корректировать.
-
- При регулировке развала машина приподнимается (шины не должны касаться земли). Рука с мелом ставиться на жесткий упор и отмечает диаметрально выступающие противоположные участки (точки равного биения). Затем колесо поворачивается с таким расчетом, чтобы они расположились по вертикали. Далее к колесу подводится угольник достаточной высоты или вывешивается отвес. Расстояние между верхней частью обода и ниткой отвеса будет величиной развала.
- Остается добавить, что корректировка схождения производится путем вращения соединительных муфт (боковых рулевых тяг), а регулировка развала — путем добавления прокладок между поперечиной и осью рычага.
Так несколькими словами можно описать регулировку развала — схождения своими руками. Теперь о нюансах.
Нужно обращать внимание на то, чтобы давление в шинах было нормальным во время регулировки. Загруженный багажник может дать неверные данные.
Совершенно верно. Точное замечание.
В общем все так. Но только я после регулировки обязательно еще раз замеряю схождение. Потом еще. Разница не должна быть больше 1 мм.
Логично. Лишний раз провериться — только на пользу.
После регулировки можно грубо проверить так. Число оборотов руля вправо и влево относительно нейтральной точки должно быть одинаковым. В движении понятно, если уводит в сторону — надо переделывать.