Попробуем разобраться в свежих новостях о растаможке авто в Казахстане в 2020 году. Очень уж противоречивые данные поступают из республики, порой одна новость противоречит другой.
Немного прошлого оптимизма и истории
Еще в 2019 году автолюбители Республики Казахстан жили, можно сказать, припеваючи. Не знали особых страхов и волнений по части растаможки автомобилей.
Тут уместно вспомнить, что власти РК планировали в 2020 году провести очередное (и последнее) снижение на таможенные пошлины. Имелись в виду и транспортные средства. Предполагалось, что в 2020 году численное значение таможенных пошлин на ввозимые авто уменьшится на 1-2%. Т. е. за бывшую в употреблении машину с объемом двигателя 1,5-3 л и возрастом 3-5 лет планировалось уплатить 16% от таможенной стоимости, а не 17%. Новые авто должны были растамаживаться по прежней ставке 15%.
Вот такая радужная картинка стояла перед глазами автолюбителя из Казахстана в 2019 году. Но наступил новый, 2020 год. А с ним исчезла красивая картинка. Взамен нее навалилась куча проблем.
Народ недоволен
В городах Казахстана, начиная с 16 января 2020 года, уже прошли стихийные митинги автолюбителей. Чего они требуют?
Водители требуют бесплатной регистрации автомобилей, завезенных из Кыргызстана и Армении. В случае невыполнения их требований они намерены продолжить подобные акции. Что же произошло? МВД Казахстана потребовало, чтобы владельцы машин, завезенных больше года назад в республику, зарегистрировали их на родине. Т.е. уплатили все пошлины, налоги и утилизационный сбор. В том случае, если хозяин авто этого не сделает, его заставят вывезти это ТС из РК.
Более конкретно о сюрпризе
МВД Казахстана сделало заявление о том, что ввезенные из государств-участников ЕАЭС автомобили нужно поставить на учет в РК и при этом оплатить все, что полагается по закону. В том числе и льготную разницу (которая существовала раньше). Вот этот последний пункт и вывел водителей на протесты. Не реагировать не получится. Или плати, или в 2020 году тебе запретят эксплуатировать ввезенный автомобиль на территорию Казахстана.
Проблема в том, что суммы озвучены неподъемные
Всплеск возмущения автовладельцев вызвал тот факт, что конечная сумма пошлин, налогов и сборов по величине может оказаться больше стоимости самой машины. Ситуация действительно может оказаться непонятной. Как можно, например, выложить за растаможку 4 миллиона местных денег, если сам автомобиль стоит пару миллионов? Оргкомитет водителей «Запрет не пройдет» предлагает свой вариант выхода из тупика: пусть водители оплачивают не растаможку, а лишь штрафы и налоги. При этом машину можно будет ставить на временный учет с правом продления.
Вопросов, конечно, масса. Почему о дополнительных платежах чиновники Казахстана объявили только сейчас, в начале 2020 года? Почему о них ничего не знали люди, которые ввозили авто из Армении и Кыргызстана еще год назад? Непонятно…
У МВД Казахстана же мнение другое
Там говорят, что проблемы могут возникнуть в 2020 году только у владельцев автомашин старше 10 лет, с правым рулем и без сертификата Евро-5. От таких авто в ГАИ советуют избавиться. Как? Вывезти за пределы Казахстана.
Новые правила растаможки не распространяются на автомашины, ввезенные из России. Почему?
Дело в том, что начиная с 2014 года, в Кыргызстане и Армении действовали льготы на растаможку авто. Т.е. таможенные пошлины там были ниже, чем у остальных членов ТС — России, Казахстана и Беларуси. Иными словами, теперь для беспрепятственного использования в Казахстане хозяину машины придется доплатить ту разницу, которая не была уплачена ранее благодаря льготному периоду.
Откуда растут ноги
С чего вообще все началось? Весь этот ажиотаж по растаможке в 2020 году? С прошлогоднего письма Союза предприятий «КазАвтоПром» в адрес МВД РК. Намерения были вроде самые благие — дать поддержку отечественному производителю путем прессинга на производителя иностранного. Вот выдержка из письма:
Благими намерениями известно, куда у нас вымощена дорога… Не понятно, как хотели, но получилось, как всегда. Понятно только, что в первую очередь в выигрыше от нововведений остаются банки РК, дающие кредиты для приобретения новой автомашины.
Автовладельцам сие новшество по растаможке сильно не понравилось. Стихийные протестные митинги возникли мгновенно и прошли уже в Костанаее, Семее, Уральске, а также Актау и Атырау. Людей возмущает то, что власти до поры до времени помалкивали, а теперь людей поставили практически перед фактом. С уже приобретенными авто.
Что гласит закон
Собственно, с точки зрения закона полиция права. Ст.63 закона «О дорожном движении» четко регламентирует тот факт, что ТС должно быть поставлено на учет в РК кроме тех авто, которые ввозятся в республику на срок менее года, либо участвуют в так называемом дорожном международном движении. Оговорено, что жители Казахстана без проблем могли ввозить авто, растаможенные в Армении до 10.10.2014 и растаможенные в Кыргызстане до 01.01.2014. А вот уже новым машинам следовало в РК проводить таможенную дополнительную очистку и перерегистрацию в полиции. Т.е. уплатить разницу в растаможке, поскольку в Армении и Кыргызстане существовали льготные тарифы. Вроде все правильно говорит МВД РК.
Но почему этот вопрос не широко освещался раньше, почему не акцентировалось на нем внимание в СМИ? Почему специально не подчеркивалось в прессе, что с авто, ввезенными из Беларуси или России, подобной головной боли не будет?
Сколько нужно будет заплатить
Предполагаемые суммы, которые придется заплатить в 2020 году автомобилистам Казахстана, конечно, большие. 500 000-4 000 000 тенге — деньги приличные.
По скромным подсчетам аналитиков подобная мера принесет в бюджет Казахстана порядка 300 миллиардов тенге, если растаможку пройдут хотя бы 70% от общего числа авто, ввезенных в страну. Только вот согласятся ли с нововведением водители? А ну, как они и правда начнут тупо вывозить свои автомобили из страны? Тут уже будет не до прибыли. Тут как бы не потерять. И деньги, и автомобильный парк.
PS
Только что стало известно, что президент РК частично решил проблему. Во всяком случае, он поручил правительству рассмотреть вопрос о временной регистрации ТС. Фактически речь идет о продлении растаможки до 1 марта 2021 года. Это самые свежие последние новости.