Очень часто особенно от владельцев автомобилей ВАЗ можно услышать такой вопрос — как проверить шаровую опору без подъемника, т.е. быстро и без особой возни? Существуют ли такие методы? Существуют.
Правильный диагноз шаровой опоре (ШО) могут поставить на СТО (если повезет с мастером). Второй способ – разобрать шаровую опору, все изъяны сразу станут видны. Это самый действенный способ — снять шаровую и произвести визуальный ее осмотр на предмет люфта пальца или целостности пыльника. Но… не хочется. Понятное дело, возня и пр. Хочется быстро и без подъемника (где же его взять в чистом поле, например?).
Итак, если нет желания или возможности ехать в автосервис, придется обойтись своими силами. Рассмотрим 2 основных метода определения дефектов.
Сначала о том, как проверить шаровую опору без подъемника и без смотровой ямы. Т.е. по ряду косвенных указаний на неисправность. Существуют своего рода индикаторы, сигнализирующие о возможных проблемах с ШО. К ним относятся следующие.
- Прежде всего, нужно любым способом попытаться визуально осмотреть пыльник. Если имеются его повреждения — это тревожный звоночек. Это говорит о том, что пыль и грязь уже попали (или могут попасть) в рабочую зону, стенки корпуса будут выработаны и появится люфт пальца. Такую шаровую опору лучше заменить.
- Признак, который обязательно должен заставить водителя насторожиться — стук при езде по различным неровностям и на малой скорости. Это также может говорить о том, что зазор между шариком пальца и внутренней поверхностью корпуса стал недопустимо большим и в результате этого возник люфт (впрочем, не факт, что стук – результат поломки узла, постукивать могут и сайлентблоки, и амортизаторы)..
- Должно насторожить появление скрипов в районе опоры при повороте рулевого колеса.
- Наблюдается увод автомобиля в сторону при прямолинейной езде.
- В зоне неисправного шарнира может наблюдаться повышенный износ протектора (особенно его внутренней части).
Все вышеназванные признаки, которые легко определяются без подъемника, уже говорят о возможной неисправности узла. Ему требуется более тщательная диагностика и, возможно, замена.
Как еще можно проверить шаровую опору без подъемника, но, допустим, при наличии смотровой ямы?
- Машина поддомкрачивается и фиксируется на колодке и упорах. Чтобы проверить устройство, одной рукой надо взяться за нижнюю часть колеса, другой — за верхнюю. Люфт, если он есть, легко определиться при раскачке колеса.
- Люфт в узле можно определить и другим способом, с помощью монтировки.
Для верхней шаровой опоры это делается таким образом, чтобы монтировка попала между поворотной цапфой и корпусом ШО.
Для нижней – между узлом и ступицей.
Вот так, без подъемника можно иногда проверить шаровую опору на износ или поломку. Но как уже говорилось, окончательный «приговор» лучше сделать после неполной разборки узла, либо в автосервисе.