Так чем же отличается тосол от антифриза? Ведь, по сути, и то и другое – охлаждающие жидкости (ОЖ)? Совершенно верно, но сразу следует сказать, что подобная постановка вопроса возможна только в странах СНГ. Никому на Западе не придет в голову его задавать по той простой причине, что там не знают, что такое тосол.
Это чисто «нашенская» аббревиатура, которая не ориентирована даже на название продукта, а содержит в себе некое указание на определенный стандарт ОЖ, применямых в бывшем СССР, а ныне в СНГ. Название «тосол» появилось в языке автомобилистов вместе с появлением «копейки» на просторах СССР. Для этой машинки потребовалась несколько иная, отличающаяся от предыдущих стандартов охлаждающая жидкость, которая и была создана в Гос. НИИ орг. химии и технологии, точнее, в его отделе «ТОС» (в расшифровке — технологии орг. синтеза).
Что касается окончания «ОЛ» в названии отечественного антифриза, то он указывает на то, что в составе продукта имеется спирт (как известно, этиленгликоль — суть двухосновной спирт).
Т.е. под этим понятием мы в любом случае подразумеваем охлаждающую жидкость с заданными свойсвами и составом.
Что касается антифриза, опять же у нас под этим термином принято понимать импортную ОЖ. Корректно это или нет — вопрос спорный, но коль скоро такое разделение названий произошло, будем их придерживаться.
Как отличить тосол от антифриза? Во всяком случае, не на вкус, подобный эксперимент может быть пагубным для здоровья. Уместнее будет поднять инструкцию по эксплуатации автомобиля. И, коль скоро данному авто предписана конкретная марка ОЖ, именно она должна охлаждать двигатель.
Но ведь чем-то отличается антифриз от тосола? Да, есть некоторые различия в химической составе и, следовательно, в технических характеристиках продукта.
Что подобная разница дает в плане эксплуатационных характеристик?
Антифриз формирует защитный слой локально, т.е. в местах, подверженных коррозии, не меняя параметры теплопередачи. Тосол же образует защитный слой (толщиной порядка 0,5 мм) по всей поверхности металла, что снижает теплопередачу. Это ведет к быстрому износу двигателя автомобиля и повышенному расходу топлива. В следующей статье мы более подробно рассмотрим технические характеристики обоих охладителей и их отличия друг от друга.
А пока попробуем ответить на вопрос: осуществима ли замена тосола на антифриз? Можно ли смешивать эти две жидкости?
Однозначно – нет. Следует заливать «родной» охладитель. Что касается смешивания, этого делать тоже не рекомендуется. Ядерного взрыва не произойдет, но может наблюдаться выпадение осадка, хлопьев.
Тосол категорически нельзя лить в иномарки. Разъест всю резину и патрубки.
Мы эту тему рассмотрим чуть шире в ближайшее время.