Расскажем о таком любопытном узле автомобиля, как вискомуфта вентилятора, принципе работы данного устройства и его конструктивных особенностях.
Для начала стоит запомнить, что этот механизм предназначен для охлаждения двигателя. Но управление им осуществляется не при помощи реле, датчиков и пр., а чисто механическим способом. Иными словами, используется принцип расширения предметов и сила трения. Схематично узел выглядит вот так.
А теперь подробнее о механизме.
Ключевой принцип работы вискомуфты вентилятора
В герметичном пространстве находятся ведомые диски. Между ними расположены ведущие диски, жестко увязанные на шкив охлаждающего насоса.
Свободное пространство заполнено специальным гелем (обычно силиконовой жидкостью). Эта жидкость выполняет 2 функции.
- Она служит смазкой.
- И она же является связующим компонентом, благодаря которому собственно и работает вискомуфта вентилятора.
Принцип работы узла уже должен быть ясен, но внесем дополнительные уточнения.
Основная деталь конструкции — биметаллическая пластина (пружина). Именно она в нужный момент при определенных условиях толкает шарик, который перекрывает отверстие в одной из дискообразных пластин. Шарик работает в связке с пружинным прижимом и штифтом. Как все это происходит?
При холодном движке с радиатора поступает холодный воздух. В этот момент расположенная по центру дискообразного элемента биметаллическая пластина (БМ) находится в выпрямленном положении и давит на штифт. Штифт упирается в подпорку, шарик соответственно открывает рабочее отверстие. Рабочий гель из герметичного пространства свободно уходит, в результате чего не происходит блокировки дисков. На вискомуфте вентилятора наблюдается проскальзывание.
А что происходит, когда открывается термостат, радиатор «ловит» горячую ОЖ и передает горячий воздух на вискомуфту вентилятора? БМ начинает изгибаться от повышенной температуры, освобождает штифт и шарик перекрывает рабочее отверстие внутреннего диска.
Понятно, что рабочая жидкость в этом случае вся остается между дисками. Дальше все просто. Из-за наличия силы трения проскальзывание минимизируется, элементы узла через гель входят в зацепление. Вискомуфта начинает вращаться со скоростью ведущего диска.
Как видим, принцип работы агрегата прост и элементарен.