Что такое вообще термостат? Это термочувствительный клапан, выполняющий функцию оптимизации температурного режима автомобильного двигателя. Как проверить термостат, не снимая с машины и не разбирая корпус? Такой вопрос хоть раз в жизни встает перед каждым автолюбителем.
Для начала стоит посмотреть на само устройство и понять, какие основные причины могут вызвать его неисправность.
В разобранном виде оно представляет собой примерно вот такую конструкцию:
Находиться в автомобиле может здесь (на снимке подкапотное пространство Нивы):
Для чего? В момент запуска двигателя антифриз, проходя по малому контуру и имея вследствие этого более высокую температуру, быстрее прогревает движок. И наоборот, после прогрева ОЖ до 85-90⁰С устройство откроет клапан, и антифриз начнет циркуляцию по большому кругу, уже охлаждая двигатель.
Из принципа работы совершенно очевидно вытекают возможные неисправности термостата и возможные методы его проверки, не снимая с машины.
- Клапан механизма не открывается. ОЖ вынуждена проходить по малому кругу, движок очень быстро перегревается.
- Автоклапан термостата напротив не закрывается и постоянно открыт. Антифриз идет по большому контуру, из-за чего двигатель будет прогреваться значительно дольше обычного.
- Возможна и некая промежуточная ситуация, когда клапан открывается или закрывается лишь частично.
Так как же проверить термостат, не снимая с машины сам механизм? Существуют ли такие способы? Существуют.
- Для начала нужно убедиться в работоспособности самого автоклапана. Как проверить? Следует запустить мотор и выждать пару минут. Затем потрогать рукой шланг, соединяющий термостат с радиатором. Он не должен быть горячий, ибо 2-х минут не хватит для срабатывания клапана. Т.е. заслонка закрыта и откроется только по достижении паспортной температуры. Если что-то идет не так — клапан не исправен.
- Соответственно, по прошествии 4-5 минут заслонка должна открыться, и шланг станет горячим (в радиатор пошел антифриз с температурой 85-90⁰С). Не наблюдается такая картина? Термостат не работает.
Видео более наглядно опишет процесс проверки:
Таким образом, понятно, что особой трудности проверить термостат, не снимая его с машины, нет. В самом общем случае алгоритм проверки следующий.
- Завести холодный двигатель.
- Определить касанием температуру патрубков.
- В течение 2-х минут верхний патрубок должен не греться или нагреваться незначительно, нижний резко нагревается при пороговом значении. Подобные явления указывают на нормальную работу агрегата.
- Если сильный нагрев обоих шлангов начинается одновременно — термостат неисправен (с большой долей вероятности заслонка постоянно открыта).
Да, я примерно так и делаю. Запускаю холодный движок и наблюдаю за температурой нижнего бачка радиатора. Термостат рабочий, если он начинает греться при температуре двигателя 80-85 градусов.