Поговорим об эстерах в моторном масле, о том, что это такое, о недостатках и прочих непонятных для некоторых водителей вещах.
Классификация и свойства
В магазинах нынче можно увидеть массу новых непонятных товаров. И непонятных названий. Например, таких, как «масло на эстеровой основе» или просто эстеровое. Что это такое? Доя чего оно нужно, из чего производится и каков эффект от его применения? Имеются ли недостатки?
Говоря понятным каждому автолюбителю языком, эстеровые масла — это класс весьма сложных эфиров на основе жирных кислот. В производстве эти эстеры получают путем воздействия на определенный вид растительного масла определенным спиртом. Таким образом, они не содержат продуктов нефтепереработки. Спектр такого синтеза эфиров очень обширный, таким путем можно получать различные эстеры, комбинируя исходное сырье (в первую очередь виды растительного масла).
Сегодня в автомобильной промышленности числятся три типа эстеров.
- Простой тип. Это первое поколение синтеза.
- Диэстеры. Т.е. двойные эстеры — следующее синтетическое поколение с улучшенными качествами.
- Полиол-эстеры. Что называется, последний писк моды. Современное поколение новых синтетических основ масел автомобильного типа.
Надо сказать, что этот моторный продукт был востребован на рынке с начала продаж. Даже простые эстеры обладали обширным спектром положительных качеств. Среди их можно отметить такие.
- Эстер — это продукт синтеза, производимый на 100% из растительного сырья. Т.е. в нем изначально не было никаких вредных для двигателя автомобиля элементов — тяжелых металлов, вредного цинка, фосфора или серы.
- Эстеровый смазочный материал изначально также не нуждается в разнообразных моющих присадках, ибо сами по природе обладает диспергирующими и неплохими моющими свойствами.
- Эстер имеет полярность, т.е. в грубом приближении чем-то напоминает магнит. Масляная пленка «примагничивается» к поверхности металла, оседает на ней и держится там относительно долго.
- Продукт имеет высокий индекс вязкости. Иными словами не нуждается в присадках или загустителях, которые срабатываются очень быстро — через 1000-5000 км пробега.
- У этого товара отличный коэффициент текучести даже при минусовой температуре. Это расширяет возможности по запуску автомобиля зимой. Кроме того, позволяет проникнуть такой смазке в труднодоступные места, включая зазоры и трещинки.
Таблица свойств
В этой таблице можно увидеть, какими свойствами обладает эстер, ПАО (полиальфаолефин) и обычное минеральное моторное изделие.
Преимущества товара
Достоинства эстеровых смазочных материалов неоспоримы:
- это защита от появления шламов;
- они работают в обширном температурном диапазоне;
- они экологичны;
- способствуют минимальному износу узлов и деталей двигателя благодаря низкому коэффициенту трения.
Кроме того, они способны выдерживать пиковые нагрузки до 22000 кг/см² в отличие от синтетики на основе ПАО (6500 кг/см²) или минеральных, но нефтесодержащих изделий (900 кг/см²).
Цена вопроса
Стоимость эстеровых масел высока. Она может превышать цену обычных моторных минеральных масел в 5-10 раз. Почему так дорого? Процесс этерификации сложный сам по себе и к тому же длительный. Хотя само сырье для производства эстеров недорогое — кокосовое или рапсовое.
Недостатки изделия
- Как уже говорилось, высокая цена.
- Что касается страшилок о потере текучести и смазочных свойств продукта при контакте эстера с водой, то этот тезис не более, чем миф. Эстеровое моторное масло может, конечно, превратиться в бесполезное желе при взаимодействии с водой, но для этого нужно количество воды, равное количеству смазки. Чего, понятное дело, не случится.
Итоги, выводы
Основное преимущество эстерового масла — оно снимает масляное голодание движка после простоя. Ведь при длительной стоянке моторное масло практически все стекает в картер. И в момент пуска двигателя происходит сухое трение деталей. Масляная же пленка на эстерах держится на стенках цилиндров гораздо дольше даже в спокойном состоянии. Таким образом, износ узлов и самого мотора уменьшается.