Лето заканчивается, поэтому в преддверии осенней дождливой погоды хочется дать несколько советов автомобилистам. В частности, разобрать такой процесс, как гидроудар двигателя. Что это такое, последствия данного явления – обо всем этом просто и доходчиво в данной статье.
Автомобиль на скорости со свистом врезается в зеркало большой лужи, поднимая по обеим сторонам высокие усы-фонтаны воды. Или медленно и осторожно вползает в громадную лужу, утопая в ней под нижний обрез ветрового стекла.
Знакомая картина? К сожалению, в обоих случаях последствия такой молодецкой удали могут быть весьма плачевные. Вплоть до поломки движка средней степени или его полного выхода из строя.
Что будет тому причиной? Гидроудар двигателя. Что это такое – попробуем разобраться. Поговорим и о последствиях такого форс-мажора.
Пока в камере сгорания сжигается топливная смесь, никакого ЧП не происходит, это известно из школьного курса физики. Ибо топливо поступает в цилиндры, обогащенное воздухом. Такая смесь сжимаема, под нее и рассчитан конструкторами ход поршня. Но что произойдет, если в силу каких-нибудь причин в камеру сгорания попадет вода в достаточном количестве? В большинстве случаев произойдет поломка движка, и лишь у немногих счастливчиков мотор просто глохнет и дает возможность как-нибудь после ЧП дотащиться до СТО.
Гидроудар двигателя, что это такое и почему случается
Итак, в дождливую погоду при пересечении большой лужи авто резко останавливается, колеса блокируются, двигатель глохнет. Зачастую при этом слышится незнакомый стук. Это классическое проявление гидроудара.
Но что такое гидроудар? Говоря простым языком, это означает, что в верхнюю часть камеры сгорания над поршнем попала вода. Поршень, двигаясь вверх, просто упирается в нее, как в непреодолимую преграду, т.к. чистая жидкость несжимаема. Если еще проще – моментально происходит резкое повышение давления в цилиндре.
Пора разобраться с конкретными причинами гидроудара. Их в основном три.
- Попадание воды в воздухозаборник и далее через воздушный фильтр в БЦ при проезде водной преграды.
- Попадание ОЖ через поврежденную прокладку ГБЦ.
- Попадание в БЦ моторного масла при неожиданной поломке турбины.
Абсолютно ясно, что в большинстве таких случаев поломки не избежать. Ведь что происходит в момент гидроудара? На такте сжатия (клапаны закрыты) поршень дойдет вверх до водяной пробки и остановится. Дальше ему хода нет, ибо воду сжать невозможно. Но двигатель-то продолжает работать по инерции! Коленвал вращается! Шатун продолжает привычно давить на поршень, а у того нет дальнейшего хода вверх. В результате шатун изгибается или полностью разрушается.
Это самая распространенная поломка. К сожалению, только этим дело порой не ограничивается.
Последствия гидроудара двигателя
Какие неприятности могут быть в результате аварии?
- Выход из строя шатуна, об этом уже сказано выше.
- В некоторых случаях деформируется головка БЦ.
- Ломаются поршни.
- Иногда наблюдается пробой стенки блока цилиндров поломанным шатуном (самое разрушительное последствие).
- Страдают стенки цилиндров, пальцы.
- Выходят из строя элементы ГРМ — цепь, ремень, натяжитель.
Таковы основные последствия гидроудара для двигателя.
Что же делать? Как избежать подобной напасти?
- Не входить на скорости в большую лужу. Пересекать ее следует медленно, желательно на первой передаче.
- Если уровень воды визуально высок и есть опасение, что он покроет капот при проезде, лучше вообще объехать это место.